eugenegp:
Рост среднего возраста населения имеет гигантские последствия.
bbb:Гигантские последствия имеют вообще все изменения в структуре населения - и рост среднего возраста, и снижение среднего возраста, и рост населения, и его снижение. Все эти гигантские последствия включают в себя что-то положительное и что-то отрицательное, как это вообще свойственно природе.
Однако именно сокращение общей численности населения (не его рост, а также не рост или сокращение среднего возраста) публикой воспринимается как грядущая катастрофа.
Что динамика численности и динамика среднего возраста суть вещи разные, думаю, и напоминать не надо. При этом стоит добавить, что сам по себе рост среднего возраста мало о чем говорит - надо еще смотреть, скажем, на рост (или сокращение) среднего предела трудоспособности. Потому что большой возраст и физическая дряхлость - вещи разные, и если, допустим, средний верхний предел трудоспособности растет быстрее, чем средний возраст, то гигантские последствия будут не совсем такими, что, вероятно, подразумеваются в вашем комменте.
eugenegp: Я подразумеваю не "падение числа рабочих рук" (тут-то, как я пытался объяснить на последних лебедевских чтениях, всё не так ужасно, т.к. количество иждивенцев на одного работающего в рез-те падения рождаемости и увеличения продолжительности жизни не возрастет).
Под гигантскими последствиями я имею ввиду последствия изменения психологического профиля и потребностей общества. Консервация, ригидность, и проч.
bbb: Честно скажу - для меня этот взгляд совершенно неожиданен. Не уверен, что я готов его разделять. Для меня никак не очевидно, что консервативность общества - это функция среднего возраста населения.
eugenegp: Строго говоря - не среднего, а медианы возраста. Тут все данные вроде бы самоочевидны, хотя и подтверждены исследованиями (географическая и социальная мобильность; поведение, направленное на поиск ощущений; доля early technology adopters; скорость обучения; обучение новым навыкам vs удержание старых навыков; число активных нейронов, наконец - всё это сильно коррелирует с возрастом).
Давайте попробую зайти с другой стороны, с количества детей. Одной из теоретических причин исчезновения гражданских войн в развитых странах является не только урбанизация и высокий уровень разделения труда, но и просто падение рождаемости ниже трех детей на семью. Грубо говоря, чтобы брат пошел на брата, необходимо существование этого брата.
Рядом с этим лежит чувствительность вообще к войнам и всеобщему призыву. Из трех сыновей один в армии, и единственный ребенок в армии - это совершенно разные "болевые пороги".
Еще одно - исчезновение соперничества братьев и сестер (sibling rivalry).
И т.д.