Серайя Шапшал, родился в 1873 г. около Бахчисарая, многодетная караимская семья. Окончил нач. караимскую школу, с 11 лет - в Петербурге. В 21 год поступил на восточный факультет Петербургского ун-та, по окончании оставался при нем, а фактически, начал карьеру в российской внешней разведке. Начал пропаганду идей, что караимы являются родственниками чувашей, сохранившими свои исконные верования под видом модифицированного иудаизма. Соответственно, в 1900 г. был направлен в Персию, став воспитателем престолонаследника. После восшествия шаха на престол стал его видным советником, противодействовал англичанам, получил титул хана, в 1906-1908 (конституц. рев-ция в Иране) считался основным противником реформ, был изгнан как русский агент. Вернулся в Россию с повышением в чинах - генерал-адъютант, аудиенция у Николая II, на которой шапку не снял - поскольку "по нашей вере не принято обнажать головы даже пред Небесным Царем..." Далее состоял при МИДе и преподавал в университете. В 1915 был избран духовным главой караимов России - гахамом. Первым делом отменил использование иврита и ивритского алфавита.
Далее цитирую по статье Дова Конторера в "Вестях":
В Гражданскую войну Шапшал бежал (? - прим. мое) в Турцию, сделавшись там, уже в качестве идеолога пантуранизма, одним из интеллектуалов, оказывавших заметное влияние на окружение Ататюрка. При этом он продолжал борьбу с сионизмом в среде египетских караимов, адресуя тем соответствующие послания. Позже Шапшал избирается духовным главой караимов Польши и в 1936 году он устанавливает контакт с управлением СС по расовой чистоте (институт «Аненрбе»). От указанного ведомства ему удается получить документ, согласно которому караимы семитами не являются; вопрос об их арийском происхождении специалисты СС оставили открытым.
Имея столь выдающийся послужной список, Шапшал встречает Красную Армию в Вильнюсе в 1939 году. Он тут же снимает с себя духовный сан и заявляет о своей лояльности советской власти. В 1941 году, с приходом немцев, он снова принимает духовный сан и предоставляет нацистам поименный список всех караимов Восточной Европы, дабы обреченные на уничтожение евреи не могли выдавать себя за караимов. Еврейские ученые (М. Балабан, С. Дубнов и др.), уже будучи в гетто, соглашаются с исторической концепцией Шапшала, понимая, что ее опровержение грозит караимам гибелью. «Караимы действительно не евреи, - заявляют они. – Мы всегда лгали, причисляя их к еврейскому народу».
Но в 1944 году советская власть возвращается, и Шапшал снова снимает с себя духовный сан, вывешивает красный флаг и демонстрирует победителям портреты Ленина и Сталина, которые он мужественно сохранил в условиях оккупации. Затем Шапшал организует в Литве караимский колхоз и заканчивает свои дни как старший научный сотрудник Института истории и права Литовской Академии наук. Его усилиями в Большой советской энциклопедии появляется следующая формулировка: «Караимы считаются потомками тюркских племен, входивших в Хазарский каганат». Многие советские караимы носили эту вырезку из БСЭ вложенной в паспорт, устраиваясь на работу или добиваясь продвижения по службе."