Eugene Peskin (eugenegp) wrote,
Eugene Peskin
eugenegp

Categories:

"Цивилизация средневекового Запада", Гофф

О сосуществовании юрисдикций:

1) внетерриториальная: "... в раннесредневековом законодательстве, где появляется такой столь чуждый римской юридической традиции принцип, как персональность права. В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространявшегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал: франка по франкскому обычаю или, точнее, по закону своей группы среди франков, например салическому; бургунда – по бургундскому, а римлянина – по римскому праву. Отсюда удивительные расхождения, когда за насилие над девушкой римлянин наказывался смертью, а бургунд штрафом; напротив, свободная женщина, живущая с рабом, по римскому закону всего лишь сожительница, не теряющая своих прирожденных прав, тогда как салический закон низводил ее до положения рабыни."

2) территориальная юрисдикция сеньора: "Людовик Святой, государь из числа наиболее озабоченных устранением несправедливости и укреплением авторитета королевской власти, относился к сеньориальной юстиции с неизменным уважением. Гильом де Сен-Пату приводит по этому поводу показательный анекдот. На кладбище церкви в Витри король в окружении толпы слушал проповедь доминиканца брата Ламбера. Неподалеку в таверне так шумело «сборище людей», что заглушало речь проповедника. «Блаженный король спросил, под чьей юрисдикцией находится эта местность. Ему ответили, что под королевской. Тогда он приказал сержантам утихомирить людей, заглушавших слово Божие, что и было исполнено». Биограф государя замечает: «Считают, что блаженный король спросил, под чьей юрисдикцией эта местность, из опасения покуситься на права, ему не принадлежавшие»."

Обычное право vs письменное:

"в основе феодального права и практики лежала кутюма, то есть обычай. Юристы определяли ее как «юридическое правило, обычай, родившийся в результате мирного повторения общественных актов, которые в течение длительного времени не порождали никаких споров и противоречий». ... Доказательством истины в феодальную эпоху было «извечное» существование. Вот, например, конфликт, в котором в 1252 г. выступали друг против друга сервы собора Парижской богоматери в Орли и каноники. Каким образом стороны доказывали свою правоту? Крестьяне утверждали, что они не должны платить капитулу подать, а каноники возражали, опираясь на опрос осведомленных людей, которых спрашивали, что говорит на этот счет традиция («молва» – fama). Обратились к двум самым старым жителям данной местности..."

Отсюда революционное значение высказывания Григория VII: «Господь не сказал: мое имя Обычай».
Tags: история, общественное
Subscribe

  • быстрее-выше-сильнее

    С моей тяжелой руки история про озлобление вируса Марека у привитых кур пошла в народ. Расскажу еще одну историю, о которой писал десять лет назад в…

  • Наркоманы безопасности

    Выступление шведского психиатра с жесткой критикой шведского подхода к безопасности. "В стране наркоманов безопасности". Video link…

  • Страх убивает

    Американский центр по контролю заболеваний провел анализ госпитализированных с COVID-19 за первый год эпидемии (по март 2021),…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments