Главными цветами дорогих тканей в античное время и раннее средневековье были оттенки красного, коричневого и пурпурного.
Античный пурпур, необыкновенно стойкий, получали из морских моллюсков - пурпурных улиток. 12000 улиток на 1 кг красителя. Дороговато. К XIV веку в Европе улиток всех переловили, и ремесло окраски пурпуром в Европе было утрачено.
Другой дорогой багряный краситель кармин получали (и получают) из самок кошенили, это такой жучок. Жучка этого в славянских языках называли червец, отсюда - червленые одежды, масть карт "черви", червонец, и месяц "червень", т.е. июнь, время сбора жучка. Ткань кошенилью теперь не красят, а вот в некошерных пищевых продуктах и в помаде это основной краситель, E120.
Чуть более дешевые красители (красные, оранжевые, коричневые) получали из растения марена. Этот краситель называется крап или крапп.
В XIII веке в Европе оттенки красного в одежде стали отступать перед модой на новые цвета - морской волны, голубые, зеленые. На юге Франции, в Лангедоке научились хорошо красить ткани в бледно-синие цвета, замачивая их вместе с листьями растущей там вайды (ее местное название - пастель). Вайда содержит некоторое количество красителя индиго, получались такие светлые пастельные тона. Лангедок несказанно разбогател на новой моде.
Борясь с конкуренцией, германские торговцы мареной стали заказывать картины и церковные росписи, на которых дьявол и его сподручные последовательно изображались голубого цвета.
В XVI веке наладился морской путь в Индию, и появились поставки собственно индиго - синего красителя, получаемого из индийского же растения индигоноски. Только 2 кг бенгальского индиго "среднего достоинства" могут прокрасить столько же ткани, сколько 100 кг вайды. Тут, понятно, уже все расстроились - и торговцы/производители марены, и торговцы/производители вайды. В ходе объединенной ПР-кампании им удалось добиться запрета на использование индиго, называемое "краской дьявола", в Германии с 1577 года - на двести лет(!), а во Франции с 1609 по 1733 год.